RT Cerulean - шаблон joomla Новости
 

ЗРИТЕЛИ САРАНСКОЙ «КРОШКИ» ВКУСИЛИ «МОРФИЯ»

 

 

Творческий коллектив и администрация саранского Детского центра театра и кино «Крошка» отважился на очередной эксперимент, выпустив спектакль «За гранью» по рассказу Михаил Булгакова «Морфий» из его «Записок юного врача», материалом которому послужил не особо широко известный период биографии писателя.

Но режиссер Оксана Постевка, выступившая также в роли художника постановщика, сумела переложить булгаковскую прозу на образный театральный язык, который позволяет зрителю почти физически вкусить ощущения, испытываемые героем – молодым врачом Сергеем Поляковым.

Брошенный своей возлюбленной оперной певицей столичного театра, он сознательно отправляется лекарствовать в непроглядную сельскую глушь, надеясь, с головой погрузившись там в работу, избавиться от душевных мук. Но убежать от терзающих сердце воспоминаний, как и от самого себя не удается. Лишь когда у эскулапа случились желудочные колики и сердобольная сельская фельдшерица Анна Кирилловна из благих намерений впрыснула ему морфий, Поляков наконец почувствовал облегчение. Чудодейственное средство поначалу избавило его не только от физической боли но заглушало душевные терзания. Правда сказка забытья и легкости затем сменяется ещё большими муками, постепенно нарастающими снежной лавиной, грозящей в одночасье накрыть героя своей смертельной массой.

Тут нет фальшиво–наигранных кривляний, какими в кино принято показывать наркотическую ломку. Режиссер и артисты находят более красноречивые сценические средства, чтобы показать прогрессирующую пагубность убийственной зависимости. Красный свет, словно насквозь прожигающий героя – боль, напрочь испепеляющая его тело и человеческую сущность. Герой мечется на ограниченном пяточке наклонного деревянного помоста, ныряя то в верхний, то в нижний люк в отчаянных попытках скрыться там от преследующих его фантомных видений. Отчаянно топает ступнями по воде, надевает на себя намоченную в ней белую рубаху, и наслаждается краткосрочным счастьем ласковой прохлады, снимающей жар агонии.

Молодой актёр Кирилл Селивёрстов безупречно ведёт линию фатального разложения человеческой сущности своего персонажа. Живой план здесь эффектно переплетается с игрой гипертрофированных теней, расползающимся по залу коварным дымом, тревожной музыкой и визуальным превращением юного врача в кукольное кошмарное чудище.

Почти полтора часа звучит дневниковый монолог главного героя с периодическими вкраплениями его общения с внешним миром, создаваемым не только живым планом партнеров, но и звуками, светом, трансформацией черных, аскетичного кроя шинелей, также играющих роль – то зрителей оперного театра, то прохожих, то гробовщиков.

Кирилл Селивёрстов не изображает картинные страдания, его герой буквально задыхается безысходностью, погружая лицо в таз с живительной водой, предплечья, лоб покрываются белой массой, словно расползающиеся по телу нарывы от уколов нестерильным раствором морфина. Упав в бессилии на помост, он оказывается в объятиях черного полога, словно воронкой затягивающего морфиниста. 

Хотя в редкие минуты просветления юный врач умом осознает неотвратную губительность своего пагубного пристрастья. Однако ни уговоры сердобольной Анны Кирилловны (её роль исполняет ростовая кукла, которую деликатно ведёт Анастасия Родионова), ни внушения коллеги (Алексей Шмелёв), ни даже собственный страх необратимой смерти не способны остановить Полякова от потребности во все увеличивающейся дозе.

Единственной надеждой на спасение звучит молитва, несущаяся откуда-то из незримого высока, исполняемая голосом милосердной Анны Кирилловны– Анастасии Родионовой.

Режиссер и актеры «Крошки» показывают все стадии и неотвратимость трагедии наркозависимости – без всякой навязчивости и назидательности. Но их спектакль «За гранью» невольно заставляет зрителей заглянуть в глубокую бездну собственных проблем и находить в себе силы их решать.

Разумеется, новая постановка «Крошки» не для малышей, но для молодежи и вполне взрослой публики. Очень даже полезная как доза универсального средства, не заглушающего боль, но способного излечить.

Автор статьи: Мила МЕЛЬНИКОВА

 

 

сайт «Известия Мордовии»  (izvmor.ru).

home